суббота, 3 октября 2009 г.

Бронеавтомобиль «Мгебров-Рено».

-
Автомобиль «Рено», «бронированный» Мгебровым. 1915 г.
-




В 1915–16 гг. по проекту штабс-капитана Владимира Авельевича Мгеброва Ижорский завод изготовил 15 бронеавтомобилей, выполненных на шасси стандартных автомобилей "Рено" (Renault), "ПирсЭрроу" (Pierce-Arrow), "Бенц" (Benz), "Уайт" (White), "Изотта-Фраскини" (Isotta-Fraschini) и "Русско-Балтийский". Их оснащали клепаными корпусами с бронелистами толщиной 3,5–7,0 мм с большими углами наклона, изобретенной Мгебровым эллиптической башней с небольшой наблюдательной башенкой со смотровыми щелями, пулеметным или комбинированным вооружением с 37-мм пушкой "Гочкисс" (Hotchkiss). Машины вмещали экипаж из 4–7 человек, весили 2,7–3,6 т и развивали скорость до 55 км/ч. Наиболее известными стали броневики Мгеброва на шасси "Рено", изготовленные в 11 экземплярах, которые благодаря установке радиатора охлаждения между мотором и кабиной выделялись характерным удлиненным клиновидным капотом, предохранявшим экипаж от поражения. Все машины Мгеброва использовались в боях Первой мировой и гражданской войн.
-

-
Весной 1915 года Россия получает 11 экземпляров французских бронеавтомобилей марки Рено. Бронирование этих машин сразу же признается неудовлетворительным (машины открыты сверху). На Ижорском заводе под руководством капитана Мгеброва производится доработка всех машин. Машины вооружены одним или двумя пулеметами Максим.
-

-
К бронированию автомобилей Renault (“Рено”) штабс-капитан Мгебров приступил летом 1915 года, предварительно заручившись поддержкой ГВТУ и дирекции Ижорского завода. Проект первого в мире бронеавтомобиля с “рациональным” углом наклона бронелистов имел ещё несколько нестандартных для того времени особенностей.
Основой для них послужили шасси не стандартных легковых машин, а партия бронеавтомобилей, отобранных во Франции комиссией полковника Секретова осенью 1914 года. Собственно к типу “бронеавтомобилей” эти полубронированные повозки можно было отнести с большой натяжкой, поэтому прибыв весной 1915 года в распоряжение действующей армии “рено” большую часть времени использовались только для подвоза боеприпасов к передовой. Именно они и были выбраны для полноценной бронировки.
Мгебров разработал оригинальную схему расположения броневых листов, которые при максимальной толщине 7-мм имели пулестойкость, равносильную 9-10 мм броне.
При броне толщиной 4 - 7 мм его корпус оказался весьма пулестойким, это объяснялось наклонными и скругленными броневыми листами. Выбору выгодных углов наклона способствовало характерное для всех моделей «Рено» тех лет расположение радиатора между двигателем и водителем. Экипаж машины боевой - три человека, вооружение - два пулемета. Первые машины из партии в 16 штук, забронированных по проекту Мгеброва, поступили на фронт весной 1916 года.
-

-
Использовав одну из особенностей “рено” (размещение радиатора за двигателем) Мгебров придал носовой части машины остроносую форму, больше напоминающую зубило. Вооружение машины, состоявшее из двух 7,62-мм пулеметов “максим”, располагалось в 3-местной башне сложной формы (или одного пулемёта, расположенного в башне круглой формы), неподвижно закрепленной на круглом подбашенном листе. Этот лист крепился с помощью стоек к полу боевого отделения и вращался на четырех чугунных роликах.
-

-
Полная масса всей конструкции составила 122 пуда (это около 2 тонн, общая масса машины равнялась 3,4 тонны) и вращать башню вручную почти не представлялось возможным. Чтобы компенсировать титанические нагрузки Мгебров разработал уникальный механизм специальной пяты, выполнявшей роль оси вращения и принимавшей на себя часть нагрузок. На пяте располагалось зубчатое колесо большого диаметра по которому обкатывалась шестерня, вал которой проходил через стойку и заканчивался штурвалом. К этой же стойке крепилось сиденье командира машины, в распоряжении которого имелась небольшая командирская башенка. Сидения стрелков крепились к подвижным стойкам на полу, а за счет особой конструкции амбразур сектор их обстрела составлял от 0 до 90°.
-

-
Внутренняя связь между командиром и водителем обеспечивалась за счет переговорной трубы.
На испытаниях бронемашина показала высокую скорость (до 55 верст в час) и отвратительную подвижность на пересеченной местности. Из-за сильной перегрузки шасси “рено” Мгеброва практически не мог передвигаться по мягкому или заснеженному грунту. В остальном тактико-технические показатели удовлетворяли требованиям ГВТУ.
Чтобы избавить машину от лишнего веса капитаном Бажановым был разработан проект установки двух башен от бронеавтомобилей “остин”, что позволило сократить перегрузку с 1088 до 416 кг. Такая машина была готова летом 1916 года и все последующие 10 “рено” перестраивались по её образцу и передавались на фронт.
-

-
Дальнейшая судьба “рено” забронированных по проекту Мгеброва остается туманной. По последним данным одна машина (шасси №46384) была передана в распоряжение Бельгийского бронедивизиона и приняла участие в боях на Юго-Западном фронте. По крайней мере половина бронеавтомобилей этого типа оказалась в руках большевиков и использовалась в Гражданской войне. Согласно данным ревизии бронетехники, проведенным в 1929 году, на 10 декабря в войсках имелось ещё 4 “рено”. Впоследствии, из-за сильного технического износа, эти машины были разбронированы.
-


-

1 комментарий:

  1. Блин прикольно... а где можно эскизы такие взять? давно для ребенка хотел подобное.

    ОтветитьУдалить